Кадышев Владимир Дмитриевич. Школа бильярда

Обучение бильярду Урок бильярда №1
Стандартная стойка

Школа бильярда. Исходное положение игрока перед ударом (стойка) и удар


      Практически любая школа бильярда начинает обучение со стандартной бильярдной стойки, которая определяет основные принципы расположения корпуса игрока, его рук, ног, глаз и кия при подготовке к удару по битку.
      Хотя эта (стандартная) стойка весьма редко используется в практической игре, начинать нужно именно с неё. Стойка является основным отправным элементом для постижения техники игры.
      Стойка предполагает исходное положение корпуса, рук, ног и ведущего глаза игрока и того необходимого комплекса предварительных движений, которые обеспечивают стабильное движение оси кия в выбранном направлении.
      Стабильность движения во многом зависит от устойчивости корпуса игрока и определяется площадью опоры и расположением центра тяжести при нанесении удара кием по битку. Площадь опоры составляет треугольник с вершинами: левая и правая ноги игрока и опорная рука (для правши – левая, а для левши - правая).
      Стойки для правши и левши в принципе симметричны. Я буду здесь вести разговор о правосторонней стойке, так как правшей всё-таки больше.

школа бильярда


      Игрок должен располагаться, по возможности, фронтально (лицом вдоль линии прицеливания). Пятка правой ноги игрока должна ставится близко к линии прицеливания, коленный сустав – прямой. Основная тяжесть тела перемещается на правую ногу. Левая нога выносится примерно на половину ступни вперёд и немного сгибается в коленном суставе, принимая на себя часть тяжести тела. Далее следует наклон корпуса вперёд с опорой на прямую левую руку (опорную), которая так же принимает на себя часть тяжести тела и завершает образование треугольника опоры.


школа бильярда

      Левая рука с прямым локтевым суставом опирается на поверхность стола запястьем ладони и немного согнутыми пальцами. Большой палец этой руки приподнимается вверх, образуя небольшое естественное углубление между пальцем и кистью руки, в которое и ставится шафт кия при подготовке к удару. Правая рука, по возможности, обхватывая хвостовую часть кия (турника), ставится рядом с правым бедром, почти касаясь его.


бильярд обучение

      Теперь в одной плоскости должны совместиться: кистевой, локтевой и плечевой суставы правой руки, ось кия, ведущий глаз (которым целимся) и точка прицеливания. Локтевой сустав правой руки при этом должен образовывать прямой угол – это позволяет игроку без напряжения производить плавное маховое движение вдоль оси кия. Корпус игрока должен быть наклонён вперёд настолько, чтобы в поле зрения одновременно были: шафт кия на всю длину, биток и точка прицеливания.

На начальном этапе обучения бильярду мы прицеливаемся осью кия (шафта) через центр битка в точку прицеливания, а удар наклейкой кия производим в центр битка. Прицельной частью кия у нас служит шафт, и чем большую его часть мы отчётливо видим при прицеливании, тем точнее мы наводим его ось в точку прицеливания. Ведь оружие с длинным стволом наводится на цель значительно точнее.


      Эффективность прицеливания связана с высотой стойки у игрока. Мы видим, как низко к кию наклоняются профессиональные игроки в снукер, они почти касаются подбородком шафта кия при прицеливании. Многолетний опыт доказал эффективность такого метода прицеливания в снукере. Эту методику прицеливания пытаются использовать и некоторые игроки русского бильярда, и у некоторых из них это не плохо получается. Но самые сильные игроки русского бильярда, в своём большинстве, стоят всё - таки повыше, чем снукеристы, и это объясняется тем, что размеры шаров в этих бильярдах сильно различаются. Шары на русском бильярде значительно больше, и биток при низкой стойке закрывает значительную часть общего поля зрения игрока, снижая точность прицеливания, поэтому сильнейшие игроки русского бильярда предпочитают более высокую стойку.


      Стойка игрока и методика прицеливания - это лишь предпосылка к точному удару в цель или точку прицеливания. Весьма важным при этом является стабильное маховое движение кия по линии прицеливания, которым должен овладеть игрок, и удар по битку наклейкой кия.


      Удар по битку наклейкой кия представляет собой продолжение махового движения при подготовке к удару, просто кий продвигается несколько дальше, чем при замахе. Удар этот может быть и резким и мягким с проносом кия вперёд, как – бы протыкая шар. Эти особенности удара на начальном этапе не являются столь существенными, и я их опускаю.

Вернёмся к стойке и стабильности махового подготовительного движения, которые и являются залогом точного удара.
  1. Встаём фронтально к линии прицеливания. Почему? Это положение позволяет наиболее естественно и без напряжения совместить в одну плоскость кисть, локоть и плечо маховой руки. При этом кисть маховой руки (равносильно - турник кия) более стабильно может двигаться в плоскости прицеливания.
  2. Кисть опорной руки ставим в 15 – 20 сантиметрах от битка. Почему? Это расстояние позволяет сделать устойчивое маховое движение с приемлемой степенью передачи ошибки в движении кисти маховой руки и колебанием при этом наклейки кия. При этом имеется ввиду и горизонтальное смешение кисти руки и по высоте в процессе махового движения.
  3. Локтевой сустав опорной руки прямой, Почему? Легко убедиться в прочности конструкции опоры простым физическом воздействием на плечо игрока под прямым углом к линии прицеливания при прямом и согнутом локте. При согнутом локтевом суставе устойчивость значительно меньше.
  4. Наклон корпуса умеренный. Почему? При низкой (снукерной) стойке биток закрывает значительную часть поля зрения игрока и сложно наводить ось кия в точку прицеливания. При высокой стойке игрок значительно сокращает видимую часть шафта (основного прицельного приспособления) и не может точно наводить ось кия в точку прицеливания.
  5. Кисть правой руки легко обхватывает турник с полным контактом. Почему? Хороший контакт обеспечивает нанесение удара с планируемой силой и удерживает кий от выпадения из руки вследствие инерции. Зажатый турник затрудняет сопровождение движения кия вдоль оси прицеливания - зажатая кисть препятствует этому. Слабый захват не обеспечивает необходимую силу удара и контроль движения кия.
  6. Локтевой сустав правой руки образует прямой угол. Почему? Прямой угол в локтевом суставе правой руки обеспечивает наиболее естественное и стабильное маховое движение кия и удерживает кий в таком состоянии, чтобы центр тяжести кия располагался немного впереди от места его захвата. При этом кий не «клюёт» наклейкой вверх и не отрывается от опорной руки.
  7. Подготовительное маховое движение кием должно совершаться плавно и на полную амплитуду, чтобы наклейка кия перемещалась от кистевого сустава опорной руки до прицельного шара как можно ближе, не касаясь его. Движение должно носить мягкий маятниковый характер и не прерываться до соударения наклейки кия с битком. Нормой является два – три маховых движения, в течение которых игрок убеждается в правильности прицела и ударяет по битку, не утратив необходимой концентрации внимания при ударе. Если во время подготовительного движения игрок почувствовал сбой, лучше всего остановиться, выпрямиться, дать возможность глазам передохнуть, а потом весь процесс повторить заново и без спешки.
Ниже на фотографиях представлены примеры бильярдных стоек.



школа бильярда

школа бильярда

Разделы: Школа бильярда, Контакты, Бильярд: Играть или не играть


  

© Billiard-msk.ru. Школа бильярда. Обучение бильярду в Москве. Уроки бильярда.
Кадышев Владимир Дмитриевич.
При использовании материалов с этого сайта активная ссылка обязательна.
Электронная почта billiard@billiard-msk.ru

Rambler's Top100