|
|
Практически любая школа бильярда начинает обучение со стандартной бильярдной стойки, которая определяет основные принципы расположения корпуса игрока, его рук, ног, глаз и кия при подготовке к удару по битку.
Хотя эта (стандартная) стойка весьма редко используется в практической игре, начинать нужно именно с неё. Стойка является основным отправным элементом для постижения техники игры.
Стойка предполагает исходное положение корпуса, рук, ног и ведущего глаза игрока и того необходимого комплекса предварительных движений, которые обеспечивают стабильное движение оси кия в выбранном направлении.
Стабильность движения во многом зависит от устойчивости корпуса игрока и определяется площадью опоры и расположением центра тяжести при нанесении удара кием по битку. Площадь опоры составляет треугольник с вершинами: левая и правая ноги игрока и опорная рука (для правши – левая, а для левши - правая).
Стойки для правши и левши в принципе симметричны. Я буду здесь вести разговор о правосторонней стойке, так как правшей всё-таки больше.
Игрок должен располагаться, по возможности, фронтально (лицом вдоль линии прицеливания).
Пятка правой ноги игрока должна ставится близко к линии прицеливания, коленный сустав – прямой.
Основная тяжесть тела перемещается на правую ногу. Левая нога выносится примерно на половину ступни вперёд и немного сгибается в коленном суставе, принимая на себя часть тяжести тела.
Далее следует наклон корпуса вперёд с опорой на прямую левую руку (опорную), которая так же принимает на себя часть тяжести тела и завершает образование треугольника опоры.
Левая рука с прямым локтевым суставом опирается на поверхность стола запястьем ладони и немного согнутыми пальцами.
Большой палец этой руки приподнимается вверх, образуя небольшое естественное углубление между пальцем и кистью руки, в которое и ставится шафт кия при подготовке к удару. Правая рука, по возможности, обхватывая хвостовую часть кия (турника), ставится рядом с правым бедром, почти касаясь его.
Теперь в одной плоскости должны совместиться: кистевой, локтевой и плечевой суставы правой руки, ось кия, ведущий глаз (которым целимся) и точка прицеливания. Локтевой сустав правой руки при этом должен образовывать прямой угол – это позволяет игроку без напряжения производить плавное маховое движение вдоль оси кия. Корпус игрока должен быть наклонён вперёд настолько, чтобы в поле зрения одновременно были: шафт кия на всю длину, биток и точка прицеливания.
На начальном этапе обучения бильярду мы прицеливаемся осью кия (шафта) через центр битка в точку прицеливания, а удар наклейкой кия производим в центр битка. Прицельной частью кия у нас служит шафт, и чем большую его часть мы отчётливо видим при прицеливании, тем точнее мы наводим его ось в точку прицеливания. Ведь оружие с длинным стволом наводится на цель значительно точнее.
Эффективность прицеливания связана с высотой стойки у игрока. Мы видим, как низко к кию наклоняются профессиональные игроки в снукер, они почти касаются подбородком шафта кия при прицеливании. Многолетний опыт доказал эффективность такого метода прицеливания в снукере. Эту методику прицеливания пытаются использовать и некоторые игроки русского бильярда, и у некоторых из них это не плохо получается.
Но самые сильные игроки русского бильярда, в своём большинстве, стоят всё - таки повыше, чем снукеристы, и это объясняется тем, что размеры шаров в этих бильярдах сильно различаются.
Шары на русском бильярде значительно больше, и биток при низкой стойке закрывает значительную часть общего поля зрения игрока, снижая точность прицеливания, поэтому сильнейшие игроки русского бильярда предпочитают более высокую стойку.
Стойка игрока и методика прицеливания - это лишь предпосылка к точному удару в цель или точку прицеливания.
Весьма важным при этом является стабильное маховое движение кия по линии прицеливания, которым должен овладеть игрок, и удар по битку наклейкой кия.
Удар по битку наклейкой кия представляет собой продолжение махового движения при подготовке к удару, просто кий продвигается несколько дальше, чем при замахе. Удар этот может быть и резким и мягким с проносом кия вперёд, как – бы протыкая шар. Эти особенности удара на начальном этапе не являются столь существенными, и я их опускаю.
Вернёмся к стойке и стабильности махового подготовительного движения, которые и являются залогом точного удара.
- Встаём фронтально к линии прицеливания. Почему? Это положение позволяет наиболее естественно и без напряжения совместить в одну плоскость кисть, локоть и плечо маховой руки. При этом кисть маховой руки (равносильно - турник кия) более стабильно может двигаться в плоскости прицеливания.
- Кисть опорной руки ставим в 15 – 20 сантиметрах от битка. Почему?
Это расстояние позволяет сделать устойчивое маховое движение с приемлемой степенью передачи ошибки в движении кисти маховой руки и колебанием при этом наклейки кия. При этом имеется ввиду и горизонтальное смешение кисти руки и по высоте в процессе махового движения.
- Локтевой сустав опорной руки прямой, Почему?
Легко убедиться в прочности конструкции опоры простым физическом воздействием на плечо игрока под прямым углом к линии прицеливания при прямом и согнутом локте. При согнутом локтевом суставе устойчивость значительно меньше.
- Наклон корпуса умеренный. Почему?
При низкой (снукерной) стойке биток закрывает значительную часть поля зрения игрока и сложно наводить ось кия в точку прицеливания. При высокой стойке игрок значительно сокращает видимую часть шафта (основного прицельного приспособления) и не может точно наводить ось кия в точку прицеливания.
- Кисть правой руки легко обхватывает турник с полным контактом. Почему?
Хороший контакт обеспечивает нанесение удара с планируемой силой и удерживает кий от выпадения из руки вследствие инерции. Зажатый турник затрудняет сопровождение движения кия вдоль оси прицеливания - зажатая кисть препятствует этому. Слабый захват не обеспечивает необходимую силу удара и контроль движения кия.
- Локтевой сустав правой руки образует прямой угол. Почему?
Прямой угол в локтевом суставе правой руки обеспечивает наиболее естественное и стабильное маховое движение кия и удерживает кий в таком состоянии, чтобы центр тяжести кия располагался немного впереди от места его захвата. При этом кий не «клюёт» наклейкой вверх и не отрывается от опорной руки.
- Подготовительное маховое движение кием должно совершаться плавно и на полную амплитуду, чтобы наклейка кия перемещалась от кистевого сустава опорной руки до прицельного шара как можно ближе, не касаясь его. Движение должно носить мягкий маятниковый характер и не прерываться до соударения наклейки кия с битком. Нормой является два – три маховых движения, в течение которых игрок убеждается в правильности прицела и ударяет по битку, не утратив необходимой концентрации внимания при ударе. Если во время подготовительного движения игрок почувствовал сбой, лучше всего остановиться, выпрямиться, дать возможность глазам передохнуть, а потом весь процесс повторить заново и без спешки.
Ниже на фотографиях представлены примеры бильярдных стоек.
|